9 мая 2024 г. Четверг | Время МСК: 10:12:38
Карта сайта
 
Статьи
Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта
«Магнит» хочет стать крупным дистрибутором
Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 году
Статья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur»
Нужно стараться делать шедевры
О том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен

Забудем слово «карьера» навсегда?



Вячеслав Прокофьев, главный редактор
Источник: Газета "Элитный персонал"
добавлено: 31-07-2009
просмотров: 5345
Идеология трудоустройства меняется на глазах. Подумаем, что будет после кризиса.

Люди перестали рассуждать о карьере, как раньше, – взахлеб. Заметили? «Остаться бы при своем, пережить, переждать, надеясь на лучшее» – так думают те, кто уцелел после массовых увольнений конца прошлого – начала текущего года. «Найти работу хотя бы на уровне прежней», – без особой надежды рассуждают безработные.

А теперь перенесемся на полтора-два года назад, когда мысли о стартапах и инновациях не выходили из карьерно-корпоративного сознания. СМИ кадровой направленности расписывали преимущества дискретной стратегии развития менеджера, суть которой состоит в том, чтобы менять работу как можно чаще, обогащая свое cv упоминаниями компаний-работодателей и громкокипящих проектов. Это и правда работало.

«Уже год на одном месте сижу. Заскучал, потолка достиг. Пора уже в коммерческие, да и денег маловато. Посоветуешь что?» – с деланным пафосом и закатывая глаза жаловался за чашкой кофе мой старый приятель Максим, сейлз по профессии и призванию. Два года назад, когда и произошел этот совершенно обыденный разговор, такая постановка вопроса нисколько меня не смутила, но эту фразу я почему-то запомнил. Человек с хорошим резюме и опытом был нарасхват, тем более Макс, на счету которого были должности в дюжине отечественных компаний и одной большой западной. Тогда мой собеседник нашел работу в ИТ-стартапе, как только обозначил свое присутствие на одном из джоб-порталов.

В те (уже, кажется, далекие) «жирные» времена отлично работала «голливудская модель» бизнеса. Толстосумы, так или иначе связанные с нефте-газовыми денежными потоками, были настроены на «прикольные» инвестиции. Из десяти новых проектов выживало два, а по-настоящему успешным становился один. Об окончательном успехе или хотя бы безубыточности не задумывался никто. Инвестор избавлялся от лишних денег, не желая покупать очередной Maybach или яхту какой-нибудь Astondoa. Выстрелит капвложение – о’кей, а на нет и суда нет.

Не интересовала выживаемость проектов и наемных работников, мечтавших сорвать куш и получить ту самую заветную строчку в резюме, чтобы уйти на очередное повышение. Мы руководствовались логикой самоценности опыта: на работу возьмут в любом случае – чем больше «опытов», тем вернее возьмут. Каждый предыдущий проект, даже неудачный, автоматически означал должностное и зарплатное повышение. Конечно, самые благоразумные карьеристы старались учитывать факторы надежности и осмысленности. Но по большому счету результативность не была так уж важна для роста.

Недавно Сергей Когогин, гендиректор «Камаза», в одном из интервью рассказал, что запретил у себя на работе использовать термин «стратегическое планирование». «Мы все работаем в режиме квартального плана. Предполагать бессмысленно» – слова Когогина. Интересно получается: если большой бизнес не заботится о стратегии (во всяком случае, «железной» и неизменной), то и наши с вами карьерные планы должны каким-то образом скорректироваться.

Говоря метафорически, мы питались энергией будущего (или будущее питалось нами?). Теперь, похоже, модель космически быстрого роста и четкого планирования исчерпывает себя. Мы успокоились. Это не означает, что случаев сверхзвуковой карьеры и благодатных сюжетов для столь любимых читателями success stories не будет. Но они перестанут быть нормой ожиданий для всех и каждого. Мне кажется, это даже неплохо.

А теперь другая гипотеза. Исчезновение карьерной сверхмотивации – это часть более общего процесса. И обусловлен он не столько кризисом, сколько другим интересным глубинным явлением. Я говорю о закате эры традиционного технократического менеджмента, растворении мифологии карьерного и бизнес-успеха. Ерунда, скажете вы? Возможно, но вот один примечательный факт.

Большинство бизнес-гуру сегодня ушли в тень. Те, кто еще на плаву, отдаляются от идей в стиле funk, проповедуя возврат к суровой этике в духе протестантизма. Вся традиционная бизнес-литература выходит из моды. Люди не верят в гуру и не покупают их книг. В прошлом номере «ЭП» проанализировал динамику продаж деловых книг. Оказывается, из списков бестселлеров в США (по данным Publishers Weekly, авторитетного американского издания) начисто выпали бизнес-книги с претенциозными названиями, вроде «Работай с огоньком», «От хорошего к великому», «Менеджер мафии» и т. п. Резко растет спрос на литературу, пропагандирующую гуманитарное, но не менеджерское знание.

Нет, управление процессами будет актуально всегда, бизнес не впадет в анархию и не станет войной одиноких охотников. Просто мягкое кресло в кабинете CEO перестанет ассоциироваться с центром карьерных устремлений человека. Возможно, вскоре отношение к специальности «Менеджмент организаций» будет приблизительно такое же, как к «марксизму-ленинизму» в 90-е.

А теперь от мыслей к выводам. Если все обстоит так, как я обрисовал, то соискатель непременно изменится. Во-первых, снизив зарплатные ожидания. Во-вторых, изменится система трудовых ценностей, когда, условно говоря, установка карьериста на «$ 10 000 к 30 годам» перестанет срабатывать.

Знаете, что замечаешь в Европе, и особенно в Италии? Официантов и младших отельеров. Они ничуть не стыдятся своей работы, некоторые ее просто обожают всей своей апеннинской душой. В Москве же официантская профессия воспринимается исключительно как промежуточный пункт для подрабатывающих студентов. Теперь работодатель перестанет стелиться под соискателями и будет подбирать не супергероев, а «мастеров», которые любят свое занятие. Надеюсь, и соискатели в свою очередь примут новые правила игры. Людям необходимо воспитать в себе отношение к работе не как к средству достижения статусных и финансовых целей, но ценить ее саму по себе.

"Элитный персонал", №5 (593), июнь-июль 2009 г.
Группа компаний "ИПП"
Группа компаний Институт проблем предпринимательства
ЧОУ "ИПП" входит
в Группу компаний
"Институт проблем предпринимательства"
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а
Тел.: (812) 703-40-88,
тел.: (812) 703-40-89
эл. почта: [email protected]
Сайт: https://www.ippnou.ru


Поиск
Карта сайта | Контакты | Календарный план | Обратная связь
© 2001-2024, ЧОУ "ИПП" - курсы МСФО, семинары, мастер-классы
При цитировании ссылка на сайт ЧОУ "ИПП" обязательна.
Гудзик Ольга Владимировна,
генеральный директор ЧОУ «ИПП».
Страница сгенерирована за: 0.095 сек.
Яндекс.Метрика