Статьи Как команде строитьсяРаботодатели вживляют чипы сотрудникамAgile в личной жизниСети набираются опта «Магнит» хочет стать крупным дистрибутором Задачи тревел-менеджера… под силу роботу?8 основных маркетинговых трендов, которые будут главенствовать в 2017 годуСтатья является переводом одноименной статьи, написанной автором Дипом Пателем для известного англоязычного журнала «Entrepreneur» Нужно стараться делать шедеврыО том, почему для девелопера жилец первичен, а дом вторичен Интервью Лента новостей Более 60 женщин планируют подать в суд на Google из-за завышенных зарплат у мужчинМировой финал Global Management Challenge 2019 пройдет в России«Мегафон» станет единственным владельцем «Евросети»Магазин игрушек Disney появится в России осенью 2017 годаВ Castorama придумали интерактивные обои, рассказывающие детям сказки |
|||||||
Моббинг персонала: опыт зарубежных исследований.А. Скавитин Источник: Топ-Персонал добавлено: 18-05-2005
просмотров: 18498 Проблема морального преследования работников на рабочем месте со стороны руководства или коллег уже поднималась на страницах журнала (см., например: , 2002, N 12 "Моббинг как новый рецидив эксплуатации". Интервью с К. Рекош). Согласно терминологии, принятой МОТ, различают такие понятия, как "моббинг" (mobbing или ganging up) и "буллинг" (bullying) персонала.
Первое определяется как психологические притеснения, преимущественно групповые, работника со стороны работодателя или других работников, включающие в себя постоянные негативные высказывания, постоянную критику в адрес работника, его социальную изоляцию внутри организации, исключение из его служебных действий социальных контактов, распространение о работнике заведомо ложной информации и т.п. Буллинг понимается как агрессивное поведение, выражающееся в злонамеренном преследовании, жестокости, попытках оскорбления и унижения работника, подрыве его репутации и т.п. Буллинг может принимать следующие поведенческие формы: крики и оскорбления, неприятие иной точки зрения и навязывание окружающим своей точки зрения, отсутствие делегирования и сосредоточение полномочий только в своих руках, постоянная критика и указания на служебное несоответствие/некомпетентность. В силу сходности данных терминов и отсутствия необходимости в рамках данной статьи концентрироваться на особенностях этих понятий мы будем говорить о феномене моббинга (буллинга), как в целом о комплексе организационных взаимоотношений, выражающихся в той или иной форме психологического притеснения. Кстати, закон Французской Республики о социальной модернизации определяет моббинг и буллинг персонала как синонимы, отмечая, что и то, и другое является "неправомерным применением власти в качестве средства подчинения и преследования лица, затрагивающим его фундаментальные права". В рамках данной статьи эти термины также будут применяться как равнозначные. Эксперты по данной проблематике отмечают, что в отечественном управленческом лексиконе эти понятия только обосновываются, тогда как на Западе феномен моббинга (буллинга) персонала исследуется уже не одно десятилетие. И если в России исследования, посвященные несправедливому отношению работодателя, психологическому прессингу или хотя бы дискриминации в отношении работников, достаточно редки, то зарубежная практика уже давно располагает статистической базой, подтверждающей актуальность проблемы. Это связано с тем, что различные организации (профсоюзы, фонды, институты, правозащитные организации) ведут независимые исследования в области трудовых отношений. Данная статья призвана дать представление читателям о наиболее интересных фактах, полученных в ходе исследований моббинга (буллинга). Продолжение читайте в печатной версии журнала Популярные статьи по теме:
↑ Наверх |
Контакты
ЧОУ "Институт проблем предпринимательства"
190005, Санкт-Петербург,
ул. Егорова, д. 23а Поиск
|